“«Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8)”
На иконе «Рождество Христово» изображены основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа. Знающие люди «читают» её как книгу. События эти произошли в разных местах в разное время, но мы видим их одновременно, на одном плане. А какие из них важнейшие – показывает цвет и расположение сюжетов.
В центре композиции, конечно же, – Богоматерь. Ей принадлежит исключительная роль в истории Рождества. Обычно Она представлена лежащей и отвернувшейся от Младенца Христа, ибо Он, хотя и рождён Ею, принадлежит уже не Ей, а всему миру. К миру Она и обращена, отныне его заступница и утешительница.
Вол и осёл, изображённые ближе всех ко Христу, не упоминаются в Евангелии, но толкователи видят в их присутствии исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис 1:3). Считается, что вол – это символ рождённых в законе Израиля, а осёл – символ язычников. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам.
На русской почве вол и осёл заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.
На всех иконах Рождества обязательно присутствуют пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя. Во время Своего земного служения Христос возвысил образ пастуха, говоря о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри – люди, «чистые сердцем» и простые, безыскусные души с детским восторгом принимают весть о чуде, которую приносят им ангелы. Пастух играет на свирели – музыка приносится Богу и тем самым освящается в новом мире.
Также приносится Богу наука, которую олицетворяют волхвы, пришедшие к Младенцу Христу, следуя за Вифлеемской звездой. (В некоторых поздних изображениях Рождества XVII–XVIII веков звезда заменяется ангелом, не случайно Иоанн Златоуст именует звезду разумной «ангельской силой».)
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они люди учёные, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Обычно волхвов изображают мужами трёх возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша, словно свидетельствуя о том, что Божественное Откровение даётся людям независимо от возраста и жизненного опыта.
Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царём (золото), Богом (ладан) и Человеком, готовым умереть (смирна).
В верхней части иконы представляется ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь «Свят Господь Саваоф» и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.
В нижней части иконы изображается омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одну из них, повитуху, привёл в пещеру праведный Иосиф. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой всё происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне…» и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»
Необходимый персонаж на иконах Рождества – сидящий в задумчивости Иосиф. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа на иконах Рождества обычно символизирует старец в козлиных шкурах, стоящий перед ним. Правда, иные исследователи считают этого странного старца просто пастухом, беседующим с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия. Но наиболее широко распространёно толкование этой фигуры как дьявола, и тогда кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В этом их диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, отвергающего чудо, а значит, и любые формы жизни духовной, и мира духа, в котором земные законы над человеком не властны.На иконе «Рождество Христово» изображены основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа. Знающие люди «читают» её как книгу. События эти произошли в разных местах в разное время, но мы видим их одновременно, на одном плане. А какие из них важнейшие – показывает цвет и расположение сюжетов.
В центре композиции, конечно же, – Богоматерь. Ей принадлежит исключительная роль в истории Рождества. Обычно Она представлена лежащей и отвернувшейся от Младенца Христа, ибо Он, хотя и рождён Ею, принадлежит уже не Ей, а всему миру. К миру Она и обращена, отныне его заступница и утешительница.
Вол и осёл, изображённые ближе всех ко Христу, не упоминаются в Евангелии, но толкователи видят в их присутствии исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис 1:3). Считается, что вол – это символ рождённых в законе Израиля, а осёл – символ язычников. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам.
На русской почве вол и осёл заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.
На всех иконах Рождества обязательно присутствуют пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя. Во время Своего земного служения Христос возвысил образ пастуха, говоря о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри – люди, «чистые сердцем» и простые, безыскусные души с детским восторгом принимают весть о чуде, которую приносят им ангелы. Пастух играет на свирели – музыка приносится Богу и тем самым освящается в новом мире.
Также приносится Богу наука, которую олицетворяют волхвы, пришедшие к Младенцу Христу, следуя за Вифлеемской звездой. (В некоторых поздних изображениях Рождества XVII–XVIII веков звезда заменяется ангелом, не случайно Иоанн Златоуст именует звезду разумной «ангельской силой».)
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они люди учёные, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Обычно волхвов изображают мужами трёх возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша, словно свидетельствуя о том, что Божественное Откровение даётся людям независимо от возраста и жизненного опыта.
Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царём (золото), Богом (ладан) и Человеком, готовым умереть (смирна).
В верхней части иконы представляется ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь «Свят Господь Саваоф» и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.
В нижней части иконы изображается омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одну из них, повитуху, привёл в пещеру праведный Иосиф. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой всё происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне…» и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»
Необходимый персонаж на иконах Рождества – сидящий в задумчивости Иосиф. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа на иконах Рождества обычно символизирует старец в козлиных шкурах, стоящий перед ним. Правда, иные исследователи считают этого странного старца просто пастухом, беседующим с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия. Но наиболее широко распространёно толкование этой фигуры как дьявола, и тогда кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В этом их диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, отвергающего чудо, а значит, и любые формы жизни духовной, и мира духа, в котором земные законы над человеком не властны.
www.nauka-i-religia.ru
| Нет событий |